Темпоральность Судного дня

С Новым годом!

Традиционно встречающие новый год встречают его из двух разных дискурс-лагерей.

Из первого лагеря доносятся звуки популярных новогодних композиций, слышны цитаты из традиционных новогодних фильмов и доносится стук ножа, крошащего оливье в промышленных масштабах. Из второго говорят о глупости сугубо календарного праздника в XXI веке, отсутствии новогоднего настроения и нелепости темпоральности. Вторая группа склонна к ироническому обыгрыванию — отсюда все эти стремления белых людей отпраздновать Кванзу, пришествие макаронного монстра и тому подобную квази-сакральную фигню. Тема иронического обыгрывания интересна сама по себе, я про неё как-нибудь тоже поразмышляю.

Любопытная особенность человеческого восприятия в том, что нам всё время требуются реперные точки, точки привязки, точки отсчёта. Это выражается в навязчивом стремлении к созданию личных календарей, которые так или иначе привязаны к общепринятому. Множество сознаний сливается в один грандиозный фантазм “Начну-Со-Следующего-Понедельника”. “Начну-С-Первого-Числа”. И грандиознейшая форма последней реперной точки — “Начну-С-Первого-Января”.

А если первое января выпадает на понедельник…

Более мелкая версия этих фантазмов — это офисные циклы, в которые по понедельникам все уныло идут на работу и начинают с нетерпением ждать пятницы, как будто весь смысл существования заключен в субботнем похмелье.

Интереснее всего в какой-то момент начать понимать то, что на самом деле не из кучи человеческих ощущений времени рождается глобальное восприятие темпоральности. Всё гораздо интереснее — темпоральность возникает исключительно из способа производства, присущего конкретному обществу, и все реперные точки, фазы и циклы в дальнейшем навязываются каждой единице общества. Ранее, сугубо аграрное/собирательское общество не мыслило себя вне календаря, основанного на сезонных и погодных ритмах. И только промышленность научила людей жить по часам. Вернее сказать, приучила.

Вы читали “Вокруг света за 80 дней” Жюля Верна? Вас ничего не смущало? А вот викторианское общество от этого романа просто писало кипятком. Хронометрированный роман появился, как раз вовремя. За век до публикации роман бы никто не понял. Через век после публикации он перестал быть научной фантастикой.

Причём перемен восприятия времени в жизни человечества было сколько угодно. Например, было бы некорректно говорить, что восприятие времени изменилось именно в переходе от “времени агрария” ко “времени промышленника”. Если глубоко закопаться в тему (это возможно, есть литература — включая весьма забавные исследования Ле Гоффа, где он говорит, помимо всего прочего, и о восприятии времени в Аду, Раю и Чистилище), то можно найти огромное количество сдвигов. Скажем, если оставить в покое аграрное время, то более корректно было бы говорить о сдвиге от церковного времени к торгово-промышленному.

Никто больше не ориентируется по колоколу к утрене, обедне и вечерне. Церковный колокол больше не отсчитывает время каждого. Нет, конечно, в современном мире полно людей, которые фазируют своё время, отталкиваясь от месс или призывов к намазу, но большая часть живёт по образному рабочему колоколу, который “звонит” внутри подсознания в 9, 13 и 18 часов (примерно).

Торгово-промышленное время исчисляется, расписывается и контрактируется. Место церковных праздников в период индустриализации постепенно заняли отпуска. Время продолжило делиться на отрезки. Мы привыкли к ритму жизни, в котором мы примерно десять часов проводим на работе, десять часов дома и четыре часа тратим на социализацию (в зависимости от пола, возраста и социального среза указанные промежутки могут сдвигаться). Разделение рабочего места и дома кажется адекватным, не так ли?

В современном восприятии времени самое неприятное в том, что глобальный рынок приступил к размытию границ рабочего и выходного дней, и делает это вполне успешно. Во всём мире всё больше рабочих мест, где дом — это продолжение офиса. Ваш покорный слуга, например, яркий пример работающего на таком месте человека. И всё больше рабочих мест, которые не отпускают человека домой, как бы приглашая выполнять домашнюю и социальную деятельность прямо на рабочем месте. Все эти “уютные” офисы — это выглядело очень мило пятнадцать лет тому назад. Сейчас, для думающего человека — не так уж.

Вернёмся всё же к новогодним праздникам. Помимо всего прочего, критики “праздничности” очередной астрономико-культурной реперной точки обвиняют её адептов в праздности. Тем не менее, и те, и другие не могут в полной мере сформулировать, что есть праздность в их (современном) понимании. Короче, у нас есть неделя досуга. Что такое досуг?

Приобщение к культуре и искусству? Бегом бежим по музеям и филармониям? Но для того, чтобы понимать, что конкретно ты делаешь в музеях и филармониях, нужно провести довольно качественную работу по повышению личного уровня осведомлённости, а это время.

Гражданская активность? Её очень часто путают с “совершенствованием социального капитала”, который выражается в основном в виде хождений по барам с друзьями, перетекания из гостей в гости, похмельного стыда за то, что не ведёшь работу по повышению личного уровня осведомлённости в области “настоящего искусства”. Но на это тоже нужно время. А настоящую гражданскую активность настойчиво предлагают предоставить проявлять профессионалам, делегировав их порой простым бездействием. Вообразите себе диалоговое окно в стиле, в котором на ваш компьютер просачивался Windows 10:“Далее политические решения за вас будет принимать Иван Иванов”. И три кнопки “Да”, “Я понял” и “Валяй уже”.

Дальше можно привести ещё несколько примеров полного непонимания термина “досуг”, я не хочу на этом более подробно останавливаться. Я хочу выйти на то, к чему я веду и закруглиться.

Итак, мы имеем обесценивание досуга и полное непонимание удельного веса свободного времени. Мы имеем навязываемый извне стыд за то, что оно вообще существует, это самое “свободное время” и целый набор навязчивых активностей, пытающихся это “свободное время” структурировать. Итог — моральное и физическое истощение, в ходе которого человек всё реже отвлекается на реальные проблемы, и всё больше — на выдуманные, вбрасываемые, выгодные. Стиль жизни всё больше и больше подчиняется часам неосмысляемой интерактивности, в которой колокол бьёт уже не три раза в день, а по разу в минуту. И он в вашем кармане. В вашем смартфоне. Отреагируйте на очередное уведомление.

Наверное, остановиться и спокойно отметить Новый год в складывающейся ситуации в области личной темпоральности не так уж и плохо.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *