О снижении требований

В природе существует замечательный анекдот про то, как встречаются два фотографа-любителя, и один другому сообщает, что теперь он стоматолог, потому что намедни купил по случаю профессиональную бор-машинку. А ещё есть замечательное высказывание о том, что фотография — это ремесло, а искусство фотографии начинается в том месте, где возникает необходимость оправдаться за технический брак.

Но говорить я буду вообще не о фотографии. Говорить я буду о вещах. И о культуре потребления. Про это вообще сейчас говорить модно. Модно также её Клеймить и Обвинять, не замечая, что Клеймление и Обвинение культуры потребления является разновидностью участия в ней. Ну, или хотя бы симбиозом с ней. Или паразитированием, кто как умеет. Но я не модный, и хотел бы понять, как культура потребления влияет на культуру ту, которая есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей.

Когда-то давно я с интересом и надеждой наблюдал за рождением культуры Web 2.0 — но «саморождающийся контент» дал в результате ничтожно малое число авторов-самородков. Шестьдесят миллионов обезьянок за пишущими машинками на многоядерных процессорах не написали даже «Курочку Рябу», но зато уверенно снесут вам яичко, если попробуете их в этом упрекнуть. Но зато произошло, по крайней мере, одно очень интересное явление.

Незаметно явился примат инструмента над результатом.

Любой, кто хочет продать что-то ненужное, начинает взывать к креативности масс, вне зависимости от того, некромантизирует (некроромантизирует, хе-хе) ли он культового писателя, чтобы продать вам дорогой блокнот и актуальную авторучку к нему, или предлагает купить кругосветный тур, в котором вы точно раскроетесь, как репортёр. Сами по себе эти явления должны подстегнуть вашу креативность и отправить её на Луну. И даже если промахнётесь мимо Луны, то всё равно окажетесь среди звёзд. Ещё вам надо купить широкоформатную скатерть-самобранку на дюжину персон… простите, мегапикселей. И гусли-самогуды, которые точно напишут за вас моднейшие мелодии.

Что дальше?

Дальше — деньги потрачены. Инструменты закуплены. Друзья садятся во все позы и даже запихивают себе во все интимные места как минимум мороженую курицу, но всё равно не годятся в музыканты. Кажется, сейчас кого-то будут бить, возможно, даже ногами. Но этого не произойдёт. Потому что для того, чтобы адекватная картина сложилась, нам надо всего лишь чуть-чуть подтянуть массовую культуру. Подтянуть вниз.

Почеркушки в блокноте и наклеивание туда всякого хлама — это будет скрапбукинг. Неумение написать что-то связное больше сотни символов — микроблогинг. Нежелание понять перспективу и композицию — ломография. Медведь спляшет на вашем ухе чёткий минимал. Дабстеп вам спляшет медведь. И вот уже вокруг плещется такой креативный класс, что хочется броситься в рожь, найти там простого тракториста и расцеловать троекратно, по русскому обычаю, несмотря на ненавидимую упомянутым классом «грязь под ногтями», потому что само понятие «ногти» подразумевает хотя бы минимальное наличие рук.

Только где взять рожь зимой?

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *