О золотой отвёртке

О золотой отвёртке

Прошлым летом я проводил боевого товарища на новое место работы.

Это немного печально, но совсем не ново. Просто через это надо было пройти в очередной раз.

Кто-то говорил мне, что “слесари по компьютерам”, “алло, серверная!..”, “орден заправивших свитер в джинсы” чем-то напоминают тусовку шаманов, которые хитрыми манипуляциями делают из очевидного невероятное. На самом деле, сложного в “очевидном” нет ничего. Невероятное должно быть сверхестественным, чтобы этого не видеть. К тому же заниматься этим очевидным утверждающий уж точно не хотел.

Сверхъестественное, кстати, случается.

Но я хочу говорить не о шаманизме, а о своеобразности “гильдии мастеров”. В своё время и я был подмастерьем, которого на первый взгляд ничему не учили, но когда мастер отсутствовал и пришлось срочно его заменять (скажем образно — из соседней деревни пришли с больными зубами и потребовали хоть кого-нибудь), то внезапно получилось. Вернувшийся мастер покачал головой, сказал “мдаааа” и потребовал накрыть стол в честь приёма в профессию. Что-то такое я могу сказать и о моём товарище, который прошлым летом “выливался из коллектива”.

Погода за окном была самая лондонская — то лило, то накрапывало. На столе появлялись всё новые пинты и полупинты. За приятной горечью напитков как-то некогда было говорить о неприятной горечи расставания. Вечер пятницы выдался абсолютно не мемориальный, никто ни о чём не вспоминал — как будто утром понедельника мы все вновь собирались встретиться за работой.

Но нет, не встретимся. Вернее, как говорил один политический боксёр, все, но не каждый. Ты не ты, когда никогда. Коллега дважды обыграл меня в настольный футбол. Около игрового стола скакала какая-то приятно полненькая и неприятно пьяненькая блондинка. Я сказал ей, что за победителя болеть слишком легко. Её тут же испуганно увёл от нас какой-то сморчок.

Настало время произести что-то ободряющее. Я думал о том, как однажды стоял перед огромным кабель-каналом. Его не открывали сто лет, а когда открыли — там всё было покрыто тем, что наши англоязычные соседи называют “slut’s wool” (“неряхина пряжа”). Кабели потеряли цвет и слились под этими наслоениями вековой пыли. Извлекаемые на удачу отрезки либо не несли маркировки, либо маркировка ни о чём не говорила собравшимся вокруг. Толпа работяг кабельного направления смущённо топталась вокруг этой точки невозвращения. В воздухе уже висело некоторое “да ёёёё”.

Так могло бы продолжаться бесконечно долго, но продолжалось ровно до момента, в который к скоплению растерянных людей не подошёл их начальник. На фоне джинсово-серой толпы он выглядел натуральным архангелом. Я его крайне не зауважал с первого взгляда — за некоторый демонстративный эльфизм. Белый костюм источал неземной свет, блестящие запонки серебрились — ни складочки, ни вмятинки. Мужской вариант Lady Green Sleeves, Госпожи Мешки-не-ворочаем.

Оглядевшись и уточнив причину расстройства присутствующих, архангел процедил “нуууу” и моментально сунул руки по локоть в кабель-канал — даже не засучив рукава. После некоторой заминки и небольшого копошения в серой массе на свет был извлечён искомый шнур. С первой попытки! Все выдохнули. В этот момент я его крайне зауважал. Всё задвигалось. К людям вернулся смысл жизни. Работа пошла своим чередом.

Запачканный архангел кивнул всем и удалился, не сказав ни слова.

Мой друг, перевернув сотни страниц со своими достижениями, сменив свитер на архангельскую униформу, изрядно забронзовев и возвысившись на какой-нибудь пьедестал, имей в кармане отвёртку.

Она может быть из чистого золота. Ты можешь почти ей не пользоваться — но просто имей её с собой. Однажды ты пройдёшь мимо самореза, который не могут вывернуть те, кто обычно смиренно слушает твои слова. Возможно, именно ты послал их его вывернуть, но они не могут, просто не могут. Когда в воздухе уже висит безысходное “да ёёёё”, достань отвёртку и выверни им это невыворачиваемое. Не произноси речей. Не делай вид, что выворачиваешь вместе с ними. Просто выверни долбаный саморез. Возможно, там впереди ещё сто таких саморезов и полста ещё хуже — но важен именно этот. И важно то, что отвёртка была у тебя в кармане.

Только не вздумай предварительно сказать “смотри, как надо”, иначе магия не сработает.

· воспоминания (ɔ) 2005-2024 Александр Шушпанов